Доступная среда
Основы Реализации инклюзивного образования в России закреплены в следующих официальных документах:
В статье 43 Конституции Российской Федерации сказано: «Каждый имеет право на образование». Кроме того, Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования и возможность получения бесплатного высшего образования (последнее на конкурсной основе).
В 2008 году Россия подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В статье 24 конвенции говорится: "В целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение на протяжении всей жизни человека".
В этой же статье заявлено, что государство должно способствовать обучению детей с нарушениями зрения шрифту Брайля, а детей с нарушениями слуха – жестовому языку. В конвенции прописано право детей с ограниченными возможностями здоровья на доступ наравне с другими к качественному бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания. Поскольку поддержка образовательного процесса должна быть доступна на протяжении всей жизни, на всех образовательных уровнях должны быть организованы разумные приспособления для людей с ОВЗ.
В законе о социальной защите инвалидов в РФ образованию посвящена статья 19. В ней, в частности, отмечается, кто должен его обеспечивать: «Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».
Согласно закону об образовании РФ, во всех ВУЗах формируется 10% квота для приёма граждан с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, вводится бесплатное обучение на подготовительных отделениях широкой аудитории льготников.
В статье 2 данного закона определены основные понятия, связанные с инклюзивным образованием. Приведём здесь лишь два из них:
- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В своей работе Институт руководствуется Положением о создании специальных условий при обучении по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации (профессиональной переподготовки) слушателями с ограниченными возможностями здоровья.
Однако в настоящее время Институт обучение лиц с ОВЗ не осуществляет (справка). Для лиц с ОВЗ доступны дистанционные формы обучения на платформе Moodle.
В настоящее время ведутся работы по созданию доступной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Для качественного предоставления образовательных услуг необходимо иметь соответствующее оборудование и программное обеспечение.
Это может быть как профессиональный аппаратно-программный комплекс, включающий в себя все необходимые компоненты для подготовки материалов в альтернативных форматах, так и отдельные устройства.
В такой комплекс обязательно должен входить принтер для печати по Брайлю (производственный принтер или принтер с поддержкой цветной печати).
Учитывается также то, что назначение у этих принтеров специальное, поэтому для них приобретается специально разработанное программное обеспечение: для печати рельефной графики и для преобразования электронного текста в текст по Брайлю.
Программа для создания материалов в альтернативных форматах позволяет преобразовать печатные и электронные тексты в крупношрифтовые или аудиоверсии.
Поскольку частью предоставления материалов в доступных форматах является сканирование печатных текстов, то потребуется сканер или камера, а также обычный лазерный принтер для печати текстов крупным шрифтом и распечатки работ обучающихся для сдачи их преподавателям в привычном виде.
Для слабовидящих пользователей очень полезным является стационарный видеоувеличитель (увеличители с С-дизайном или более традиционные стационарные видеоувеличители, портативные увеличители с камерой дальнего обзора, складные портативные увеличители).
Необходимы как стационарные, так и мобильные автоматизированные рабочие места, включающие персональный компьютерный компонент (программа экранного увеличения, которая устанавливается на компьютер или ноутбук; к компьютеру может подключаться электронный видеоувеличитель, который позволяет, к примеру, просматривать информацию на доске или участвовать в семинарах), а также хорошее освещение.
На компьютере или ноутбуке обязательно устанавливается программа экранного доступа, которая озвучивает с помощью синтезированной речи всё, что пользователь делает на компьютере. Программа считывает информацию с экрана вслух, предоставляя таким образом доступ к интерфейсу операционной системы. Без такой программы не будет работать Дисплей Брайля.
В качестве мобильного рабочего места для незрячих обучающихся используется портативный тифлокомпьютер.
К рабочему месту как незрячего, так и слабовидящего пользователя добавляем портативную камеру, которая подключается к компьютеру по USB, с программным обеспечением для распознавания текстов.
В зависимости от потребностей обучающихся используются увеличители с С-дизайном или более традиционные стационарные видеоувеличители, читающая машина.
Для доступа к электронной информации необходимо оборудовать автоматизированное рабочее место (на компьютере или ноутбуке устанавливается программа экранного доступа и увеличения.