Комплексная нейропсихологическая и логопедическая диагностика и коррекция в работе с детьми
24 и 26 мая 2022 г. под руководством Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения здравоохранения "Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина" и Автономной некоммерческой организации "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт педагогики и психологии высшего образования" был проведен Всероссийский научно-практический семинар, посвященный вопросам нейропсихологический и логопедической диагностики, коррекции речевых функций у детей и подростков.
Просторный актовый зал ЦВЛ "Детская психиатрия им. С. С. Мнухина" (по ул. Чапыгина, д. 13) в течение нескольких дней радовал специалистов в области дефектологии, логопедии, детской психологии, воспитателей, которые пришли принять участие в работе практико-ориентированного научного семинара.
Секционные заседания отличались лаконичностью выступлений и доброжелательным настроем присутствовавших.
С докладами выступили логопеды, психологи, педагоги, работающие с детьми в условиях лечебных учреждений и в образовательных организациях.
Ознакомится с программой и тематикой докладов выступлений можно, перейдя по следующей ссылке.
Приветствие участникам семинара:
Фесенко Юрий Анатольевич, д.м.н, профессор кафедры клинической психологии СПбГПМУ, заслуженный деятель науки и образования, академик РАЕН, заведующий консультативным отделением по лечению неврозов и речевой патологии СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина.
Худик Владимир Александрович, д.психол.н., профессор, зам директора по научной работе СПБНИИПиПВО, главный редактор журнала «Коррекционно-педагогическое образование».
Секция 1. «Междисциплинарные подходы в диагностике и коррекции психомоторного и когнитивно-речевого развития у детей (модераторы Тельнюк Ирина Владимировна, Баннова Наталия Валентиновна)
Колесин Александр Николаевич, методист, педагог-организатор учебно-воспитательного отдела СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина (Санкт-Петербург). Тема: «История Петербургской школы лечебной педагогики: от «врачебно-воспитательного ухода» к «восстановительному лечению».
Брисберг Татьяна Леонидовна, преподаватель СПБНИИП и ПВО, руководитель лаборатории образовательных инноваций, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 15 компенсирующего вида Петроградского района (Санкт- Петербург). Тема: «МКФ как один из инструментов эффективной организации работы в мультидисциплинарной команде».
Бубнова Ольга Игоревна, логопед, Кравченко Елена Геннадьевна, логопед СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина (Санкт-Петербурга). Тема: «Значение определения ведущей руки ребёнка в рамках логопедического обследования и индивидуальных занятий и работы по развитию графомоторных навыков в условиях диспансерного отделения».
Васильева Анна Викторовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 12» (г. Сосновый Бор). Тема: «Особенности психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного возраста в ТПМПК».
Сердюк Рушания Хамитовна, педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 15 компенсирующего вида Петроградского района (Санкт-Петербург). Тема: «Многофакторное исследование развития детей дошкольного возраста в составе программного комплекса "Лонгитюд"».
Рябинина Наталья Юрьевна, психолог НКО «Благотворительный Фонд «Душа Мамы» (Москва). Тема: «Использование дифференцированного подхода и проективных методик в сопровождении ребёнка с особыми потребностями».
Брисберг Татьяна Леонидовна, преподаватель СПБНИИПиПВО, руководитель лаборатории образовательных инноваций, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 15 Петроградского района (Санкт-Петербург). Тема: «Взаимосвязь латеральных признаков у дошкольников с заиканием и нормативным развитием речевой системы».
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Козлова Светлана Николаевна, к.м.н., преподаватель кафедры психиатрии, врач-терапевт приёмного отделения клиники психиатрии ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны РФ; Тельнюк Ирина Владимировна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ПСПбГМУ им. И.П. Павлова» МЗ РФ (Санкт-Петербург). Тема: «Некоторые психотерапевтические приёмы профилактики профессионального выгорания специалистов, работающих с детьми с ОВЗ».
РЕФЛЕКСИЯ: «Открытый микрофон»
Обсуждение тем и проблем, затронутых в выступлениях. Подведение итогов работы семинара: Тельнюк Ирина Владимировна, Баннова Наталия Валентиновна
Секция 2. «Прикладные аспекты медико-социального, нейропсихологического и коррекционно-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» (модераторы Тельнюк Ирина Владимировна, Баннова Наталия Валентиновна)
Мартынихин Иван Андреевич, к.м.н., доцент кафедры психиатрии и наркологии ФГБОУ ВО «ПСПбГМУ им. И.П. Павлова» МЗ РФ (Санкт-Петербург). Тема: «Причины плохой диагностики аутизма в России».
Сафронов Роман Афраимович, ассистент АНО ДПО «Санкт-Петербургский медико-социальный институт» (Санкт- Петербург). Тема: «Применение метода "Сенсорная интеграция по Айрес (ASI)" в работе с детьми с РАС».
Поздняк Вера Владимировна, к.м.н., доцент кафедры психиатрии и наркологии СПбГПМУ, доцент кафедры специальной педагогики Ленинградского областного института развития образования (Санкт-Петербург). Тема: «Опыт организации и работы службы ранней помощи».
Агранович Зоя Евгеньевна, логопед; Железникова Татьяна Павловна, логопед СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина (Санкт-Петербурга). Тема: «Особенности логопедической работы с пациентами с синдромом Туретта в условиях детского психиатрического стационара».
Витязева Ольга Владимировна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 33 Выборгского района (Санкт-Петербург). Тема: «Кинезиология в коррекции детской речи».
Гребенникова Александра Евгеньевна, логопед СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина, логопед (Санкт-Петербург). Тема: «Комплексная нейропсихологическая и логопедическая коррекция детей с ЗПРР».
Лукашева Ольга Викторовна, логопед, Новожилова Галина Сергеевна, логопед СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина (Санкт-Петербург). Тема: «Особенности речевого развития у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта и приёмы коррекционно-педагогического воздействия».
Воронова Ирина Валериевна, основатель информационного портала «ПРО АУТИЗМ», видеодоклад (Москва). Тема: «Современные представления о причинах аутизма и алгоритм коррекции».
МАСТЕР-КЛАСС.
Соломатина Тамара Викторовна, методист лаборатории образовательных инноваций ГБОУ школы-интерната №20 Петроградского района (Санкт-Петербург). Тема: «Прикладной анализ поведения в работе с детьми с РАС».
РЕФЛЕКСИЯ: «Открытый микрофон»
Обсуждение тем и проблем, затронутых в выступлениях. Подведение итогов работы семинара: Тельнюк Ирина Владимировна, Баннова Наталия Валентиновна.
ОТРАЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
В СТЕНДОВЫХ ДОКЛАДАХ:
- Чех Ирина Васильевна, заместитель заведующей, учитель дефектолог, , ГБДОУ детский сад № 15 Петроградского района (Санкт-Петербург), Шустова Полина Сергеевна, учитель-дефектолог, ГБДОУ детский сад № 15 Петроградского района. Тема: «Индивидуальное сопровождение формирования когнитивных навыков у дошкольников с нарушениями развития».
- Евдокимова Екатерина Сергеевна, логопед Кузбасской областной клинической больницы им. С.В. Беляева (г. Кемерово). Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи и стёртой формой дизартрии».
- Карельская Анна Николаевна, логопед, Тинт Наталия Викторовна, логопед СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина (Санкт-Петербург). Тема: «Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с дошкольниками в условиях детского дневного психоневрологического стационара».
- Зимичева Ольга Николаевна, логопед СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина (Санкт-Петербург). Тема: «Начальный этап формирования фонематического восприятия».
- Ханнанова Светлана Владимировна, логопед СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина (Санкт-Петербург). Тема: «Доречевое развитие у детей в норме и с ДЦП».
- Сорокина Ольга Юрьевна, учитель-логопед; Панюшкина Оксана Николаевна, учитель-логопед; Аббасова Юлия Игоревна, учитель-дефектолог; Максимова Елена Игоревна, педагог-психолог ГБОУ школа 760 им. А.П. Маресьева (Москва). Тема: «Проектная деятельность как совместная коррекционно-педагогическая технология в комплексном сопровождении детей с ОВЗ».
- Виноградова Виктория Евгеньевна, учитель дефектолог , ГБДОУ детский сад № 29 Выборгского района (Санкт-Петербург). Тема: «Организация комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми (множественными) нарушениями».